Навыки soft skills

Soft Skills
  • Published: 20 июл 2022

В современном мире количество знаний постепенно утрачивает свою ценность ввиду их доступности – сегодня вы можете найти любую информацию и обучиться чему угодно. Кроме того, знания слишком быстро устаревают, поэтому помимо профессиональных навыков востребованными становятся так называемые soft skills – гибкие навыки, которые помогают адаптироваться к изменениям, решать сложные задачи и выстраивать отношения с другими людьми.

В этой статье мы поговорим об основных навыках, которые обязательно следует упомянуть в резюме, и расскажем, как их усовершенствовать.

Коммуникация

 Практически любая сфера деятельности связана с общением с людьми: коллегами, руководителями или клиентами. Развитые коммуникативные навыки позволяют быстрее налаживать контакты, вести переговоры и переписку, ясно и логично выражать свои мысли.

 Повышайте грамотность речи чтением книг и регулярно практикуйтесь в общении. Инициируйте разговоры, поддерживайте беседы на любую тему, учитесь задавать вопросы и всегда аргументируйте свою точку зрения. Чтобы ваша речь звучала убедительно, работайте над дикцией и произношением (например, учите скороговорки), составляйте план речи, используя логическое мышление, а также применяйте навыки невербальной коммуникации (мимику и жесты).

Если вы волнуетесь и теряете дар речи перед незнакомыми людьми, запишитесь на курсы ораторского искусства и регулярно устраивайте дискуссии и дебаты с коллегами или друзьями.

Критическое мышление

Мы окружены информацией со всех сторон, но далеко не все источники являются надежными и достоверными. Критическое мышление нужно для того, чтобы проверять и анализировать поступающую информацию, использовать логику, оперировать фактами, формулировать аргументы и принимать взвешенные решения. 

Для развития критического мышления собирайте как можно больше информации, это даст вам возможность оценить ситуацию с разных сторон. Тренируйте логику и внимание с помощью игр и специальных упражнений. Учитесь задавать уточняющие вопросы, не ограничивайтесь одним вариантом решения проблемы или развития событий и регулярно анализируйте проделанную работу.

Эмоциональный интеллект

Этот гибкий навык представляет собой способность распознавать свои и чужие эмоциии управлять ими. Эмоциональный интеллект существенно облегчает коммуникацию, помогает принимать взвешенные решения и достигать целей.

Чтобы прокачать этот вид интеллекта, нужно в первую очередь научиться называть и распознавать эмоции. Следующий этап – развивать эмпатию. Она отличается от сочувствия тем, что вы не жалеете человека, а понимаете и принимаете его чувства. Чаще наблюдайте за проявлением эмоций, как у себя, так и у других, отслеживайте, как они появляются и как влияют на развитие ситуации.

Клиентоориентированность

Клиентоориентированность — это способность своевременно определять потребности своей аудитории с целью их максимального удовлетворения. Индивидуальный подход и эмпатия, готовность оказывать качественную поддержку и помощь в разрешении вопросов позволяют оставаться конкурентоспособными на рынке услуг и увеличивать лояльность клиентов.

Чтобы развить этот навык, в первую очередь проанализируйте свою целевую аудиторию: во время поиска работы ей будет HR и руководство компании. Определите основные проблемы, с которыми они сталкиваются при найме сотрудников, и подумайте, каким образом их можно предотвратить. Также регулярно изучайте потребности окружающих вас людей и придумывайте способы удовлетворения их запросов.

Саморефлексия

Умение самостоятельно анализировать свои поступки и действия может пригодиться в сложных или конфликтных ситуациях: так вы сможете обнаружить ошибки, допущенные с вашей стороны.

Чаще наблюдайте за своим поведением, отмечайте мотивы своих поступков, анализируйте причинно-следственные связи. В этом поможет ведение дневника, где можно фиксировать свои впечатления, мысли и инсайты.

Принятие решений

Умение принимать решения сокращает время на сомнения и тревогу и позволяет максимально быстро двигаться к цели.

Многие люди боятся брать на себя ответственность и перекладывают принятие любых решений на других из-за страха ошибки, поэтому такой гибкий навык в резюме точно выделит вас из толпы кандидатов.

Чтобы научиться принимать осознанные решения, нужно в первую очередь рассматривать различные варианты развития событий или разрешения ситуаций, а не зацикливаться на одном. Также важно уметь правильно расставлять приоритеты и видеть причинно-следственные связи. Практикуйтесь в принятии решений ежедневно, начиная с малого. Ранжируйте списки дел по мере важности.

 Управление проектами

 Проекты принято относить к сфере бизнеса, а между тем они окружают нас повсеместно. Например, строительство дома или организация праздника – это тоже проекты.

Если представить проект в виде системы, в центре которой стоит человек, а вокруг него находятся другие люди, то ключевым фактором для запуска взаимодействия окажется эффективное управление.

Начать управлять проектами вы можете уже сейчас. Составьте список своих текущих дел. Чтобы они превратились в проекты, обозначьте для каждого из них цель, сроки и этапы выполнения. Затем сосредоточьтесь на процессе оптимизации: как можно сократить время или ресурсы и получить больше пользы.

Решение проблем

Сталкиваясь с какой-либо проблемой, человек чаще всего выбирает из двух тактик поведения: страдать и жаловаться или брать ситуацию в свои руки и действовать.

Умение решать проблемы позволяет брать на себя ответственность и быстрее достигать поставленных целей. Этот навык напрямую связан с управлением проектами и принятием решений, и является обязательным для человека с лидерскими качествами.

Чтобы с легкостью применять этот навык на работе, начните с обычной жизни. Прямо сейчас сформулируйте свою главную проблему, установите дедлайн для ее устранения и придумайте не менее 20 решений. Пробуйте их осуществлять одно за другим, а если среди них не найдется подходящего, ищите новый способ. Помните, проблема не решится, если ее откладывать, она исчезнет, как только вы начнете правильно действовать.

Управление знаниями

Теоретические знания в отрыве от практики давно утратили свою ценность. Поэтому такой soft skill как обучаемость связан не просто с накоплением новой информации, а в первую очередь со способностью превращать ее в умения и навыки. Управление знаниями позволяет выбирать качественные источники информации, анализировать ее, отбрасывать ненужное, составлять планы обучения и ставить конечные цели.

Чтобы развить этот навык, подумайте, чему бы вы хотели научиться. Поставьте конкретную цель и определите способы измерения результата, иными словами: как вы поймете, что достигли ее? Новую информацию превращайте сначала в умения: применяйте ее на практике, а затем в навыки – доводите умения до автоматизма. В погоне за новыми компетенциями не забывайте давать себе отдых: делайте перерывы в обучении и меняйте вид деятельности.

Работа в режиме неопределенности

 Работа в режиме неопределенности предполагает умение оперативно реагировать на изменения и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях. Гибкость и умение принимать решения при любых обстоятельствах – это ваше конкурентное преимущество при поиске работы.

Для развития этого навыка как можно чаще пробуйте и осваивайте что-то новое: разные профессиональные инструменты и подходы, современные технологии и форматы обучения. Ищите различные варианты решения проблем в спокойной обстановке, чтобы в стрессовой ситуации эффективно применять этот навык на практике.

Как оценить свои soft skills?

Обратитесь к ситуации на работе в недавнем прошлом, которую вам удалось успешно разрешить. Какие ваши гибкие навыки вам в этом помогли?

Теперь вспомните рабочую ситуацию, с которой вы не смогли справиться или справились с трудом. Каких навыков вам не хватало?

И наконец подумайте о том, чем бы вы хотели заниматься в будущем. Какие навыки для этого понадобятся?

Ответив на эти вопросы, вы поймете, какими навыками уже обладаете, а над какими стоит поработать. Чаще применяйте их на практике и ищите различные источники обратной связи и обязательно отобразите ваши компетенции в резюме, чтобы заинтересовать работодателя и получить новую работу.